Валерий Сальников

Как я работал фрилансером на eLance.com

Freelancer - солдат иностранной гвардии при дворе монарха (устар.)

В современном значении - свободный художник, человек творческого труда, выполняющий разовые работы для различных заказчиков.

Уже немало лет я работаю с компьютерной графикой. Вначале это было просто влечение души, но постепенно стало приобретать признаки профессии. Стал проявляться стиль. ("Стиль - умение использовать одни приемы и неумение - другие". 18-е примечание Сальникова).

В частности, я ловил себя на мысли, что предпочитаю работать с векторной графикой в ущерб работы с растром. Векторная графика напоминает мне верного товарища, который пусть не самый мудрый человек на планете, но никогда не подводит, в то время как растровая графика больше похожа на прелестную барышню с капризным характером.

О чем это я? А, да… Итак, я много работал с векторной графикой, сначала с Harvard graphics (ах, где то время?), затем с CorelDraw. Версии 5, 7, 9, 11... (нечетные версии лучше удавались разработчикам). И когда лет пять назад до меня, наконец, докатился Macromedia Flash, версия 4, я изумился, восхитился, оценил его векторное начало и немедленно принялся осваивать его. Освоил. Затем с жаром принялся за Flash 5. Тут мне больше всего понравилось программировать на Actionscript. Можно разгуляться.

Массированное, даже лучше сказать - тотальное использование Actionscript довело до того, что в исходных .fla файлах могло вообще отсутствовать изображение, хоть сколько-нибудь похожее на конечный результат, изображаемый на экране. Причем это изображение могло быть масштабировано любым желаемым способом. Можно ли сделать что-то равноценное и столь же легкое, используя, к примеру, gif анимацию? Ответ очевиден.

И вот, года три назад, вооруженный определенными знаниями и исполненный самоуверенности, я решил пуститься во все тяжкие и сразиться с буржуинами на их поле.

Я зарегистрировался в качестве фрилансера (провайдера) на тогда достаточно молодом, но быстро набирающем силу американском сайте www.elance.com.

Цель этого сайта заключается в том, чтобы в удаленном режиме работы организовать сотрудничество заказчиков и исполнителей.

А чего я терял? Регистрация бесплатная, а если они берут 10% от сделки в виде комиссии, то это совсем немного, мне же останется 90%!

Почитав хелп на сайте, я также узнал, что существует другой тип исполнителя, т.н. Select provider, "белая кость", который платит месячную абонентскую плату за доступ к рынку предложений, а за это получает дополнительные привилегии, из которых главная - доступ к предложениям от такой же "белой кости" из когорты нанимателей. Все проекты от этой категории заказчиков стоят гораздо дороже таких же проектов от "простых" заказчиков. Это достигается тем, что минимальная стоимость работ по проектам "благородных" заказчиков в 10 раз выше минимума для остальных проектов. Например, $500 против $50. Но нам не привыкать быть "черной костью", да и опыта подкопить нужно.

Итак, я начал читать поступающие проекты в рубриках "Logos" (логотипы) и "Flash animation" и посылать свои заявки на их выполнение. А поступало проектов немало, по 10-15 штук в день. Недавно я смотрел свои первые заявки перед тем, как затереть файл, в котором я их хранил. Смех и грех. "Моя хорошая индейца сделать работу тебе..." После первой сотни заявок с нулевым результатом я задумался над литературным стилем, после второй - над ценой, которую я предлагаю, после третьей - над обоснованием качества предлагаемых услуг.

Наконец, после трех месяцев долбания головой об стену - победа! Один заказчик сказал: "Твой образец логотипа меня поразил, я выбираю тебя исполнителем". Да, забыл сказать, что среднее число заявок на исполнение каждого проекта колебалось от 30 до 70. Видал я числа и более 100. Такая вот жестокая бесчеловечная конкуренция.

Вообще этот сайт, конечно, задуман и сделан здорово. Я не нашел в Интернет других ресурсов, хотя бы приближающихся к уровню этого сайта. Отрегулированная платежная система. Каждый исполнитель имеет свой счет на сайте, а также может (и должен) создать на сайте свои портфолио, резюме и пр. После выполнения проекта заказчик выставляет исполнителю оценку за качество, от одной звездочки ("совсем, однако, плохо") до пяти ("выше всяких похвал, я и представить себе не мог, что такое возможно"). В своей первой победе я удостоился 5 звезд и горжусь этим.

Каждый заказчик видит как сумму, заработанную данным заявителем за последние полгода, так и средне-денежное количество звезд, которыми наградили его предыдущие заказчики.

Вот я, к примеру, - заказчик. Есть две одинаковые по тексту заявки. Одна на 200 долларов от студии, которая заработала 45 тысяч долларов за последние 6 месяцев с рейтингом "5 звезд" и вторая на 50 долларов от индивидуала, заработавшего ноль долларов, и с рейтингом "Нету звезд пока". Кого я выберу, если хочу приобрести что-то не совсем позорное? Скорее, первого заявителя. А если, к тому же, запрошенные суммы близки? Тем более - первого.

Вы поняли, надеюсь, что психологическое влияние на заказчика сведений о предыстории исполнителя по крайней мере столь же велико, что и впечатление от знакомства с портфолио исполнителя.

Я, не будь дурак, тоже исследовал портфолио конкурентов. И понял, к великому сожалению, что в области логотипов не смогу тягаться с приличной дизайн студией. Там несколько художников, у каждого свой стиль (см. выше), все они представлены в общем портфолио, что-нибудь, да и зацепит заказчика за душу. Что ж, решил я, но в области балета, тьфу, Flash анимации и скриптинга я смогу потягаться со студией. Тут решает дело не только стиль, но и степень владения технологией, так что шансы несколько уравниваются. И сосредоточился на рубрике "Flash animation", совершенно забросив рубрику "Logos".

Но тут владельцы сайта сделали шаг, совершенно неожиданный для меня. С некоторой даты они ввели плату и для "черной кости", правда, не очень большую, $25 пер манс, но все же... Пришлось зарегистрировать на сайте свою Визу и отослать им денежки. Хотя хелп говорил, что принимаются карты только из развитых стран и эти страны были указаны, но, к моему удивлению, моя карта была удостоверена сайтом и необходимая денежка снята. Однако, это расходы, а где доходы?

Ура! Я не помню, как там говорилось дословно, а файл с этим текстом тоже затерт, но я получаю письмо, в котором что-то типа: "Ваш образец Flash Intro самый интересный и впечатляющий из всех, которые мне были представлены соискателями". Есть работа! Сделана. "5 звезд".

Итак, четыре месяца долбания, две работы. Маловато. Что делать, чтобы повысить темп? Ну, подумал я, придется затянуть поясок и из вырученных впредь денежек разоряться на абонентскую плату для "белой кости". Выбиться, так сказать, в люди. Создав и утвердив такой план, я приступил к действию. Правда, тут меня ждали некоторые неудачи. Один заказчик, получив мою работу по анализу ошибок в напечатанном тексте, неожиданно сгинул, не заплатив мне ни рупии, ни иены, ни лиры. Растворился в эфире, и все тут. Другой заказчик, добросовестно оплатив работу, вдруг обиделся и поставил мне "3 звезды". Видимо, что-то неприличное было в моих английских посланиях. Но другие заказчики все же остались довольны.

Один из заказчиков, тоже специалист по Flash, получив исходный файл, сказал, что я показал ему, как надо строить Flash клип. Но, как бы то ни было, настал день, когда я, заплатив $150 со своего счета на этом сайте, стал самым настоящим Select provider. На месяц. И тут же выиграл одну работу. Вот это да! Молодец, правильно я все же задумал.

В это время, а это уже было начало 2002 года, я отметил одну особенность в заявочном процессе. Усилилась поляризация между бедными и богатыми. Не сайт, а просто Карла Марла какая-то. Появилось небольшое количество исполнителей, у которых в графе "заработано за 6 месяцев" стояли шестизначные суммы. Американских рублей. Причем цены на свои работы они назначали практически на допустимом минимуме. И при этом их заработок был где-то $1000 в сутки.

Т.е. они выигрывали по нескольку заявок каждые сутки! Первое, что я предположил, что эти ребята из числа сотрудников или владельцев сайта. И они используют демпинговую политику для неясных для меня целей. Впрочем, что тут неясного?

Пока я анализировал этот феномен, случилось нечто, что оторвало меня от этих горестных размышлений. Нечто более печальное. Даже два "нечто". Моя старая Виза исчерпала срок, а новую Визу система отказалась авторизовать. Спохватились. Ихний скрипт наконец-то определил, что Россия не входит в число развитых стран.

Второе - пострашнее. "Мы с гордостью сообщаем, что доход нашего сайта вырос на N миллионов долларов за последние X месяцев. С 22 апреля мы вводим новые расценки на наши услуги. Читайте хелп". Стало быть, какая-нибудь гадость. Читаю хелп. Для "белой кости" исполнителей абонентская плата - $250 в месяц в рубрике "Flash animation", для "черной кости" - $75 в месяц. Ну и ну! А я недавно почти полностью очистил свой счет на сайте, переведя деньги в российский банк, и там осталось только порядка 50 баксов, что же делать?

Пока я думал, грянуло 22 апреля и моя активность на сайте была заморожена.

Как быть? Можно конечно извернуться и как-то перевести денежку, чтобы возобновить активность. Но стоило ли? Судя по политике сайта, эти ребята не остановятся на достигнутом. Через полгода они еще повысят цены, выбьют всех мелких исполнителей и оставят только крупные студии, для которых несложно платить и $1000 в месяц, если ТОЛЬКО ОНИ будут обслуживать приходящих заказчиков. Вот такая вот неприятная история.

Что я вынес из всего этого? Польза конечно есть. Я познал, так сказать, в действии, что такое звериный капиталистический оскал. Жаль только, что скалился не я.

Но, как бы то ни было, я испытал очень интересное приключение длиной в год.

Конечно, я повысил свой профессиональный уровень и кое-что понял в системе координат, в которой действует этот рынок в Штатах. Да и заработал, все же, несколько американских рублей.

Спасибо за науку.